grutar (grutar) wrote,
grutar
grutar

Categories:

"Не думай, что на войне ты напряжешься и сможешь. Не ври себе. Там ты будешь делать все как здесь."

Каково место парамедика в бою? Что он может, а что нет? Стоит ли тащить мешок Амбу или лучше взять лишний ВОГ?
Примерно такие вопросы меня интересовали когда я пошел на авторский курс bskam ШМП.Полный курс
Согласно ВУС, на войне я буду либо в ближайшем тылу наших войск, либо обычным взводным. В любом случае медицина для меня не главное, однако понимать что это, как и понимать возможности БМП, СПГ или АГС вменяемый КВ обязан.

Знакомство с работой среднего и младшего медперсонала я начал еще в школе, в классе с медицинским уклоном. Кроме тройной химии, двойной биологии и полноценного курса психологии (уровня ВУЗа) мы еженедельно в понедельник проходили теорию и практику в медучереждении, где дмн и кмн читали нам курс медсестер, да это были 90е и все выживали как могли. А летом между 10 и 11 классом у нас была полноценная практика в химкинской горбольнице: кардиология, неврология, гинекология, хирургия. Главное, что делать инъекции, не морщить нос от "естественных" запахов и спокойно относится к отходящим больным меня научили. Возможно они и сделали меня таким циником, каким меня знают близкие.
Дальше были лишь книги и учебники. Пока я не узнал о медкурсах Ю.Ю.Евича участника событий на Донбассе. Его Базовый курс и продвинутый курс я прошел в прошлом году.
Затем, в процессе обучения на Rescue Diver я прошел курс EFR (первой помощи), курс проходил в Испании, на английском, параллельно отрабатывал практику спасения дайверов.
Влад просил сделать отзыв на его курс, но я сделаю сравнение трех: EFR, курс Евича и курс Спешла.

Начну с того, что на курсах Евича и Спешла есть возможность пообщаться с живыми участниками БД на Донбассе, что само по себе очень интересно и полезно. Общее что я уяснил, это некий "комплекс вины" за неподготовленность. То есть огромное количество людей бросив своих гражданские дела бросились на войну... а воевать-то не умеют! За осознание этого факта, за обучение, за экзамен по этому обучению, за исправление ошибок, за все они платили кровью и жизнями товарищей. Это чувствуется и в отношении к курсантам и в отношении к тому как курсанты воспринимают знания и как они ругают нерадивых. Инструктору EFR же плевать на тебя и на истинное освоение курса, ты должен сдать тест и все. Например, при прохождении раздела декомпрессии я попросил их показать мне кислородный баллон, который является стандартным снаряжением клубного дайвбота... меня долго отговаривали: "У нас никогда не было таких проблем, поэтому никто не заботится! Такое крайне редко случается, как падение метеоритов на голову. Зачем?" Но я настоял - в курс входит? да. Оплачено? да. Show me! ....плачевное состояние оборудования и знания инструктором техники, но это жизнь.
Исходя из наличия ветеранов и личного опыта БД можно узнать много интересного и полезного. С одной стороны это проблема - разговор регулярно скатывается в политику. Если вас тошнит от слова "ватник", "укроп", "долг", "Родина" - даже не приближайтесь к этим курсам. Никогда, даже если Юрич и Влад перестанут говорить на эти темы, в каждой группе полно ватников. Да еще каких!!! Поберегите нервы.
С другой стороны, я как хардболист знаком только с боем в ВТИ. И тема воздействия реальным оружием на человека и укрытия мне не знакома. Мне Влад очень много дал именно в плане выживания на поле боя, мне столько ни дед (ветеран ВОВ участник битв под Москвой и Сталинградом от солдата до КО и после войны до майора), ни отец (Афганистан, от ротного до ЗКБ) не рассказывали. Как правильно выглядит укрытие, где лучше не прятаться даже если хочется, когда бежать, а когда ползти и прочее. Евич такого конечно не рассказывает.


Стиль преподавания очень разный:
Юрий Юрьевич сторонник инструкции и алгоритма, как на EFR.
Курсант! Чтобы наложить жгут правильно надо сделать то и то... еще раз показываю... отлично, есть вопросы?... теперь повторите сами.... отлично, теперь на время.... отлично, теперь за рулем автомобиля.... отлично, теперь за рулем на время... теперь ..... и т.д. В итоге в стрессовой ситуации ты просто должен успеть дать себе команду и... рука немеет от отсутствия крови.
Влад на вводном занятии делает так: вырубает свет, включает колонку с артиллерией и орет "прилеты! прилеты!", если ты не упал на пол: "правая рука артериальное!" и брызгает имитатором крови... "Орешь! Больно! Очень больно! Громче!"... "все потерял сознание".... тебя там кто-то должен зажгутовать, а он не умеет нормально, кое как наложил. Влад подходит, потрогает жгут "Слабо, открылось артериальное снова!" и брызгает имитатором, тот сверху второй жгут, так же плохо, Влад тебе: "хрипишь, ноги дергаются, конвульсии" ... тот чего-то ползает по тебе... "все умер". Вы оба в шоке. Ты от того, что тебя не спасли, хотя чел заявлял что он суперпуперподготовленныйармейкакурсыпартизан, тот от того, что он суперпуперподготовленныйармейкакурсыпартизан, а ничего не смог. И тут Влад объясняет, что и как, он считает что так усваивается лучше. (К вопросу почему сам не наложил - это не мой пример, я вовремя падал :)


Из этого получается некоторая сумбурность, ведь такая практика очень эмоциональна, сильно отвлекает, часто курсанты вместо конспектирования делали скрутки и готовились к практике, контролировали дверь из которой "приходили" проблемы и прочим способом отвлекались от учебного процесса, в том числе мешая соседям. С другой стороны многие вещи были знакомы, те же понятия о Зонах (красная, желтая, зеленая)и прочее и я не сильно страдал, тем более у Влада можно задавать вопросы по ходу. Я бы сказал так, если есть некоторый уровень медицины, то эти практики очень полезны именно с точки зрения отработки - я никогда ранее не накладывал шину лежа! а тут вводная о стрельбе над головами, с одной стороны раненый с переломом, с другой труп, а руки поднимать нельзя - будет вводная на прилет. Вот и мучаешь шину Сэмсплинт, в промежутках между контролем раненого, его инфузии и контролем обстановки.К концу курса народ начинает делать меньше ошибок, работать слаженнее.
В принципе Влад пытается на практике дать понять - вовремя оказанная СООТВЕТСВУЮЩАЯ помощь снижает проблемы. Вот у тебя раненый, ты его остановил кровотечение в красной зоне, притащил в желтую зону, правильно обколол, отметил что и сколько вколол, иммобилизовал, сделал инфузию, контролируешь состояние, утеплил и подготовил к эвакуации в зеленую и все будет хорошо.... Но, сильно обколол и не связал - он уполз и ухудшил состояние, не сменил вовремя флакон в инфузии - ухудшение, не проверил пульс - ухудшение, не поговорил - ухудшение.
Я не просто так так много написал про ухудшение. Влад не давал раненым быстро умирать, многие с ТАКИМИ ранениями выживали в течении десятков минут, что страшно представить таких монстров - огнестрельное в таз, таз вдребезги, кровопотеря литра 2 за минуту, выходное через правое легкое - значит легкое вдребезги, печень туда же. Это не жилец, но я с такими вводными изображал умирающего минут пятнадцать (это при том, что должен был умереть от кровопотери на 3-4 минуте). А все зачем? А все для того, чтобы научить сортировке.
Это жестокое слово сортировка. Теперь кошмар для меня это когда ты просыпаешься в ночи, когда ватный еще такой, а тебе кажется как на щеке крест рисуют, а ты двигаться не можешь, кричать не можешь, ватный же... Кошмар короче.
Так вот Влад не прямо, а намеками словами: "зачем медику пистолет с глушителем?" или "вам ВСЕ РАВНО придется принимать плохое решение! Выбирать из двух зол!" или "а теперь записываем зачем медику промедол и прочие опиаты!" вышеописанными и другими намеками действием, пытается донести: есть такие раненые, которым уже не помогать надо, а дать тихо уйти, а силы отдать тем, кто может выжить.
Евич же на такое делает круглые глаза, и утверждает, что спасать надо всех!
- Всех? а если раненых 20, а я один? - спросит курсант.
- работай со всеми!
- но, одновременно три СЛР...
- спасай всех! ты же медик! тебя товарищи не поймут! это удар по боевому духу!
- ээээ....
Но оба, правда в разной форме доносят - раненого СНАЧАЛА ВЫТАСКИВАЮТ из под огня, а ПОТОМ его лечат. В один момент я даже ругаясь на выходе на других членов команды выдал тезис: лучше пусть раненый умрет, пока его тащат в безопасное место, нежели погибнут все, кто его лечит в красной зоне! И Влад согласился с этим тезисом. Многим это непонятно, более того неприятно. Люди почему-то готовы бросить все и начать геройствовать, забыв о миссии подразделения в котором они действую как медики. Героизм вообще бич участников таких курсов.
Например группа попала под огонь, один раненый. Вместо того, чтобы 8-9 чел отошли в безопасное место или развернулись в боевой порядок, а 1-2 вытаскивали раненого под их прикрытием или самостоятельно, все люди бросают все и идут лечить туда, под огонь.... в итоге вместо 8-9 опечаленных и уставших воинов и 1-2 занятых раненым и его эвакуацией, то есть все еще боеспособной группы!!! Мы имеем 1-2 группы по 2-3 истекающих кровью недобитка, способных только сдаться врагу или героически выйти к своим и куча трупов оставленных на растерзание врагам... А разница всего в одно решение!

Есть и медицинская разница. EFR вообще темы шока касается вскользь - есть алгоритмы, выполнив которые ты просто ждешь "скорую". Евич шок описывает кратко и, по факту, его глубокую стадию. Влад же начинает с психосоматики и заканчивает агонией, с признаками и прочим. Понятно, что это происходит из подхода - если спасать всех как учит Евич - какая разница какая стадия? жив - значит лечим! (в такой-то стадии лечим особенно активно).
А вот для сортировки раненых знать стадии шока крайне важно.
Отдельно стоит коснуться техоснащения. Все виды бинтов, жгутов, коагулянтов (CELOX и пр), инфузий и прочее вы сможете увидеть и там и там, потрогать клей на окклюзионном пластыре HyFin? запросто. Помучать набор для коникотомии? не вопрос. Засунуть в нос назофарингиальный зонд? ты просто обязан!

если что, это не я. Просто фото с курса из открытых источников
Конечно что-то видел у одного, что-то у другого, но думаю вскоре матбаза сравняется, а подход повторюсь очень верный - дают потрогать все и учат работать с тем что есть не только на складах ВС РФ, но и на рынке вообще.
Чего конечно пожелал бы - так это нормальной базы-помещения, все таки лучше практику проходить на страйкерских полигонах под аккомпанемент десятка СХП и взрывпакетов, чем в кабинете под колонку и один СХП, в голове представляя, что "вот оттуда прилеты".

Делая вывод:
EFR - только если вам нужна корочка EFR. Кстати сейчас появились курсы расширенного EFR, для гражданских в зоне военного конфликта. Про них ничего не скажу. Так и не попал пока.

Сравнивая Спешла и Евича, я бы сказал так:
1. Евич готовит стрелка-санитара, задача которого притащить из под огня раненого врачу на батальонный медпункт и уйти за новым, да так притащить, чтобы тот по дороге не умер. Влад же готовит медика, который проведет с раненым время в окружении, пока свои не прорвутся. С учетом современных наставлений и уставов Влад готовит правильных медиков для войны с СЕРЬЕЗНОЙ армией.
2. Евич проще и логичнее воспринимается, после него остается целостная картина. Да понятно, что всех не спасешь, но картина целая: что, когда и как делать.
Влад более хаотичен, хотя структура все таки есть. Он создаст в голове такое количество вопросов и нестыковок.... что в определенный момент, вопрос "как добивать раненых" вы не будете воспринимать как глупый, а начнете его обдумывать всерьез... мало ли, жизнь она такая... а потом опять начнете считать его глупым... В принципе Влад учит много думать что делать и как и стоит ли, Евич учит алгоритму "как и что делать в какой ситуации". Хотя на полевом выходе я увидел то зло, которое несет подход Евича:
медик лечил раненого, по вводной начал подходить противник, надо было бросить инфузию, рискнуть здоровьем и жизнью раненого (он мог умереть не получив лечение или стать инвалидом), но утащить его в безопасное место... а медик умел лечить и всё... его мозг создал ареал комфорта, даже в этом стрессе упражнения в лесу: когда человек вроде занят, он что-то делает, мозг считает что все хорошо, что он делает у него получается, выделяются эндорфины, но по факту все становится хуже и хуже.... и потом все умрут.

Все они умерли кроме девушки слева, ее я пихнул за бруствер где был сам, крайний справа погиб прикрывая отход медика с тяжелым раненым, а медик и тяжелый раненый погибли, так как мы не смогли их затащить за бруствер вовремя. За то что я сначала прыгнул за бруствер, а потом оттуда тащил раненого, девушка надменно назвала меня трусом... Все умерли потому, что тащить надо было не когда они начали, после долгих уговоров и наконец, моего трехэтажного мата, а за 20 минут до моей ругани
Мозг медика не давал ему возможность рисковать жизнью пациента, а это грубая ошибка. Ошибка ценой в жизни очень большого числа людей.
На мой взгляд это решается другим способом - курс психологической подготовки и пояснения курсантам ПРИОРИТЕТОВ. Да это сложно, но я уверен, что на реальной войне 8-10 из 12 человек нашей группы полевого выхода погибнут бессмысленно, но геройски... или даже героически... но главное бессмысленно... а что еще важнее - во вред миссии. Как я увидел, услышал и понял: не всем приоритеты стали понятны, а главное приятны.

Если говорить об уровне подготовки тех кто хочет пойти, у Евича вообще требований нет, все очень легко физически и психологически. У Спешла сложнее, но не было там ничего такого, что не смог бы вынести простой "манагер из офиса", если у него есть сила воли и цель. Да мы ползали в грязи, да немало лежали в воде при температуре 9 градусов, у меня до сих пор зажили не все царапины от веток и не все укусы насекомых (у меня порвались штаны почти в самом начале и туда много чего навтыкалось, в том числе муравейник, когда я занял позицию и "прикрывал"), я сильно замерзал, и адски устал, но все это мелочи жизни. Еще раз - главное желание и целеустремленность.



Для себя сделал ценные выводы о месте медика в бою, его важности, его возможностях.
Сделал выводы о людях, которые могут быть рядом (перед выходом сложились очень сложные внутрикомандные межличностные отношения, как они разрешались, как разные люди меняли свое поведение в процессе обучения, как менялось отношение друг к другу), о том как можно и нужно влиять на людей под стрессом, а как они в стрессе не отреагируют.
Tags: автобиография, медицина, пиар, учебка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment